Начало Великой Отечественной войны стало для ленинградской промышленности давно ожидаемым событием, к которому её готовили не менее десяти предшествовавших лет.
Ленинградскую промышленность готовили к войне планомерно, со всем возможным старанием, ей даже дали возможность пройти «боевые учения» в ходе Советско-Финляндской войны.
Основные усилия ленинградцев в начале 1940-х гг. были сосредоточены на трех главных производственных программах:
1. Строительство «Большого океанского флота». Все стапели ленинградских верфей были заняты боевыми и вспомогательными кораблями для ВМФ и НКВД, крупнейшими из которых были линкор «Советский Союз» (Балтийский завод) и тяжелый крейсер «Кронштадт» (Адмиралтейские верфи). Северная верфь строила сторожевые корабли и эсминцы, Новое Адмиралтейство («Судомех») – подводные лодки (их строительство шло и на остальных крупных судостроительных предприятиях города), «Петрозавод» и Усть-Ижорская верфь – тральщики, верфь Морпогранохраны – катера, Ижорский завод – бронекатера.
2. Танковая программа предусматривала форсированный переход на производство танков «КВ» на Кировском заводе и Т-50 на заводе им. Ворошилова. И если серийный выпуск «КВ» был налажен еще во втором полугодии 1940 года, то Т-50 начали покидать сборочную линию только после начала войны.
3. Большой авиастроительной программой, принятой со второго полугодия 1940 года, ленинградским заводам предписывалось освоить выпуск истребителей ЛаГГ-3, штурмовиков Ил-2, разведчиков Як-4, авиадвигателей М-105, М-107 и дизельного двигателя М-40Ф.
Кроме того, ширилось производство морских и сухопутных артиллерийских орудий, минометов, осваивалась новая модель массового военного мотоцикла, собирались мобильные радиолокационные станции.
Большинство крупных ленинградских предприятий гражданской промышленности имело программу текущих военных заказов. Как правило, это были корпуса артиллерийских снарядов.
Главными видами мирной продукции Ленинграда являлись генераторы и моторы завода «Электросила», турбины Металлического завода, радиотелеграфное оборудование завода «Красная Заря».
Характер и ход начавшихся боевых действий заставили пересмотреть приоритеты. Кораблестроительная программа была приостановлена, в то время как танковое производство всемерно наращивалось, в том числе с использованием оборудования судостроительных предприятий. На них же было развернуто производство минометов, снарядов, бронеавтомобилей.
На Кировском заводе после полугодового перерыва было восстановлено производство 76-мм полковой пушки. В конце июля заводы им. Карла Маркса и №4 (им. Калинина) получили задание начать выпуск реактивного оружия – боевых машин БМ-13 («Катюша») и ракет для них. Установку выпускал завод им. Карла Маркса, привлекая по кооперации для изготовления направляющих завод им. Рошаля в г. Пушкин. Завод им. Калинина был определен головным по производству 132-мм реактивного снаряда М-13, поставку же комплектующих для ракет осуществляло более пятидесяти ленинградских предприятий. В августе-сентябре аналогичная работа была проделана по освоению производства 82-мм реактивного снаряда М-8.
“Всю вторую половину лета 1941 года проводилась эвакуация отдельных производств и целых предприятий на восток.”
Всю вторую половину лета 1941 года проводилась эвакуация отдельных производств и целых предприятий на восток. В первую очередь, в самом начале июля 1941 года, были эвакуированы авиационные и моторные производства. На месте авиазаводов были развернуты авиамастерские ВВС и КБФ. С утратой сухопутной связи с «большой землей» тысячи вагонов с оборудованием и материалами оказались заблокированными в городе. Некоторую часть станков впоследствии выгрузили и заново установили на предприятиях, в основной же массе подготовленное к эвакуации оборудование первую блокадную зиму провело на железнодорожных путях.
В сентябре производства Кировского завода были рассредоточены путем переноса в центральные районы города, в частности, танки «КВ» начали собирать на Металлическом заводе. В этом же месяце в Ленинграде начался выпуск стрелкового оружия – пистолетов-пулеметов ППД, также с широким применением межзаводской кооперации. Затворы изготавливал станкостроительный завод им. Ильича, магазины – завод автогаражного электрооборудования (АГЭ), стволы были привозными или вытачивались из винтовочных, сборку ППД в разное время освоили заводы №7 им. Фрунзе, инструментальный им. Воскова, торпедный №181 («Двигатель»), электротехнический №209 им. Кулакова.
Начиная с осени 1941 года, усилия всей ленинградской промышленности были сконцентрированы на производстве элементов «выстрела» (артиллерийского снаряда, гильзы, минометной мины, гранаты, взрывателя и т.п.) Элемент «выстрела» обязывалось изготавливать любое предприятие, имевшее подходящее станочное оборудование.
Ленинградские химики представили рецептуры суррогатных взрывчатых веществ, которые стали использовать для снаряжения гранат и мин, Охтинский химический комбинат восстановил, а фактически – создал заново, линию по производству порохов. Предприятия легкой промышленности выполняли заказы на пошив обмундирования, амуниции, маскировочных халатов, белья для госпиталей. Обувная фабрика «Скороход» освоила выпуск матерчатой пулеметной ленты.
В конце года, в дополнение к ППД, планировалось начать производство пулемета «Максим», однако энергетический коллапс, вызванный отсутствием топлива, и, как следствие, электроэнергии, привел к практически полной остановке тяжелой и легкой промышленности до апреля-мая 1942 года. Электроэнергии едва хватало на обеспечение пищевых производств, в первую очередь – хлебозаводов. Зимой 1941-42 годов в пищевой промышленности активно применялись пищевые суррогаты и вовсе неперевариваемые добавки, призванные увеличить выход готовой продукции.
“Ленинградская промышленность выдержала испытание войной и блокадой.”
Постепенное восстановление ленинградской промышленности после «смертного времени» началось в мае-июне 1942 года. Одним из первоочередных проектов стало строительство сухогрузных металлических озерных барж водоизмещением 600 тонн. Обводы корпуса баржи имели рубленые очертания, так как обшивка выполнялась из прямых листов металла. Таким образом, исключалась технологическая операция изгиба листов, предваряемая их нагревом в печах, что экономило дефицитное жидкое топливо. По аналогичному принципу были спроектированы и самоходные малотоннажные плашкоуты. К строительству барж и плашкоутов были привлечены все судоверфи Ленинграда, окончательная сборка барж осуществлялась на побережье Ладожского озера, в бухте Гольцмана.
Еще в начале весны 1942 года многие заводы получили задание на изготовление элементов минно-трального вооружения. Предполагалось, что с открытием навигации 1942 года необходимо будет срочно очистить от мин акваторию Финского залива.
Кировский завод продолжил выпуск полковой пушки, Металлический завод начал передавать в войска новые танки КВ, собранные из задела, с использованием корпусов и башен, оставшихся в городе после эвакуации, и комплектующих, завезенных в Ленинград самолетами (двигатель, вооружение, коробки передач, катки и т.п.)
В ходе боев под Ленинградом в руки наших военных попали образцы немецких крупнокалиберных турбореактивных снарядов, которые были скопированы и поставлены на серийное производство на ленинградских заводах (Невском имени Ленина, «Большевик» и Металлическом) весной-летом 1942 года. Была расшифрована и воспроизведена даже рецептура реактивного топлива для них. По сравнению со 132-мм ракетой М-13, реактивные мины «МТВ» (мина трофейная вращающаяся) калибром 280 и 320 мм обладали меньшей дальностью полета, но большим могуществом действия по цели.
Было восстановлено производство и снаряжение артиллерийских снарядов и минометных мин, продолжился серийный выпуск миноискателей на заводе “Радист” и малогабаритных радиостанций «Север» на заводе им. Козицкого. Завод полиграфического оборудования им. Макса Гельца освоил серийное производство пулемета «Максим-Ленинградец».
В августе 1942 года состоялась передача флоту первых достроенных малотоннажных боевых кораблей – морских охотников, тральщиков, торпедных и бронированных катеров. В дальнейшем объемы кораблестроительных работ неуклонно возрастали, к концу войны стапеля заводов уже покидали достаточно сложные боевые корабли – бронированные морские охотники и шхерные мониторы.
В конце 1942 года началось развертывание производства нового пистолета-пулемета ППС и пулемета ДП.
Прорыв блокады и установление сухопутной связи с «большой землей» позволило организовать отправку остававшегося в городе, подготовленного к эвакуации имущества заводов и фабрик, не вывезенного в навигацию 1942 года. Основные направления деятельности ленинградской промышленности оставались прежними – боеприпасы, малотоннажное судостроение, производство артиллерийских орудий, радиооборудования, ремонтные работы. К лету 1943 года заводом им. Фрунзе была изготовлена партия броневых нагрудников для штурмовых групп Ленинградского фронта, использовавшихся в ходе синявинских операций.
Полковая 76-мм пушка была снята с производства в середине 1943 года, однако ее место готовилась занять принципиально новая артиллерийская система – 100-мм полевая пушка С-3, единственное советское буксируемое орудие, способное эффективно бороться с немецкими тяжелыми танками и САУ. Подготовка к производству продолжалась более полугода, первые серийные орудия, под обозначением БС-3 (Б – «Большевик») начали выходить из цехов завода «Большевик» и №7 им. Фрунзе уже после полного снятия блокады, во втором полугодии 1944 года. Этот факт есть свидетельство того, что ленинградская промышленность, не смотря на годы суровых испытаний, смогла сохранить свой потенциал и включиться в общесоюзную производственную программу с самым передовым на тот момент изделием (пушка БС-3 используется в боевых действиях до наших дней).
В 1944 году начались мероприятия по полному восстановлению городского хозяйства и промышленности. На судостроительных заводах была организована сборка поступавших по программе ленд-лиза торпедных катеров «Воспер» и ЭЛКО, планировалось ударными темпами возобновить выпуск тяжелых танков («КВ» должен был сменить «ИС»). Однако ущерб, нанесенный металлургическим предприятиям, не позволил сделать этого оперативно, развертывание танкостроения фактически началось только в 1945 году.
Ленинградская промышленность выдержала испытание войной и блокадой. Более того, можно утверждать, что город устоял во многом именно потому, что на его территории действовали фабрики и заводы, труженики которых в буквальном смысле слова «ковали победу», находясь даже не в прифронтовых, а во фронтовых условиях. И об их трудовом и боевом подвиге мы не должны забывать.
Использованные материалы:
Фотографии из фондов ЦГАКФФД СПб
ЦГАИПД СПб
ЦГА СПб
Текст – А.М. Рябков