“...Начиналось всё в начале 1924 года, когда автомобильные мастерские завода «Красный Путиловец» покинули два первых трактора «Фордзон».
Завод, ныне известный всему миру как «Кировский», на протяжении своей истории неоднократно испытывал «взлеты» и «падения», периоды упадка и периоды почти невероятного взлёта производства. А если быть точным – то производств, так как завод представлял собой многопрофильное предприятием со множеством специализаций.
Так, перед Великой Отечественной войной завод изготавливал танки «КВ», танковые орудия, турбинные агрегаты для эсминцев, авиационные дизельные двигатели, гидравлические приводы наведения тяжелых орудий, бронекорпуса для штурмовика Ил-2. В одном из конструкторских бюро завода разрабатывался турбовинтовой авиационный двигатель.
Однако, вся эта многогранная деятельность не имела огласки в силу военного назначения продукции, а потому большая часть производств «Кировского завода» оставалась скрытой от широкой обществености. Известен завод в СССР был только своим стальным прокатом, литьем и тракторами. При этом выпуск тракторов был остановлен в декабре 1940 года, чтобы освободить производственные мощности под выпуск новой военной продукции.
А начиналось всё в начале 1924 года, когда автомобильные мастерские завода, который с 1922 года назывался «Красный Путиловец», покинули два первых трактора «Фордзон-Путиловец» (ФП), собранных по лицензии американской фирмы «Форд». Тракторы «ФП» стали своего рода символом возрождения ленинградской индустрии после гражданской войны, и, одновременно, символом индустриализации и коллективизации сельского хозяйства СССР.
Налаживание крупносерийного производства шло не один год – первые машины собирались из американских деталей; требовалась коренная перестройка всего заводского уклада, но это были неизбежные болезни роста. В итоге, к концу 1933 года, когда выпуск «Фордзонов» был остановлен, стены завода покинуло более 40 тысяч тракторов. В последние годы «ФП» производился в варианте тягача на обрезиненых колесах.
Так, перед Великой Отечественной войной завод изготавливал танки «КВ», танковые орудия, турбинные агрегаты для эсминцев, авиационные дизельные двигатели, гидравлические приводы наведения тяжелых орудий, бронекорпуса для штурмовика Ил-2. В одном из конструкторских бюро завода разрабатывался турбовинтовой авиационный двигатель.
Однако, вся эта многогранная деятельность не имела огласки в силу военного назначения продукции, а потому большая часть производств «Кировского завода» оставалась секретной. Известен завод в СССР был только своим стальным прокатом, литьем и тракторами. При этом выпуск тракторов был остановлен в декабре 1940 года, чтобы отдать производственные мощности военной продукции.
А начиналось всё в начале 1924 году, когда автомобильные мастерские завода, который с 1922 года назывался «Красный Путиловец», покинули два первых трактора «Фордзон-Путиловец» (ФП), собранных по лицензии американской фирмы «Форд». Тракторы «ФП» стали своего рода символом возрождения ленинградской индустрии после гражданской войны, и, одновременно, символом индустриализации сельского хозяйства СССР.
“Опыт, полученный заводчанами, позволил заводу в начале 30-х годов «замахнуться» на куда более сложный объект – тяжелый танк Т-28.”
Опыт, полученный при освоении трактора, позволил заводу в начале 30-х годов «замахнуться» на куда более сложный объект – тяжелый танк Т-28. Но и тракторная программа получила продолжение – с 1934 года с конвейера начали сходить новые «пропашные» (с увеличенным дорожным просветом) трактора «Универсал». Это тоже была американская модель – трактор Farmall F-20 компании International Harvester, переконструированная для производства в СССР под метрическую систему мер.
Трактор, “Универсал” был более совершенной моделью по сравнению с «Фордзоном» и продержался в производстве значительно дольше. Первую модель «Универсала» отличали сдвоенные передние колеса, позволявшие, как тогда казалось, легче маневрировать при обработке «рядковых» сельскохозяйственных культур (свекла, хлопок). Однако слабая устойчивость при поворотах и требования военных (они собирались использовать «Универсал» в качестве артиллерийского тягача) привели к необходимости создать второй вариант – «Универсал-2» с передними колесами нормальной колеи.
В условиях подготовки СССР к войне высшее руководство промышленностью вынуждено было передать производственные площади, занятые трактором «Универсал», под выпуск артиллерийских орудий и авиационных дизелей. После войны производство трактора было возобновлено во Владимире и продолжалось до 1955 года. В 50-х трактор имел уже нескольо архаичный внешний вид, но вполне справлялся с возложенными на него задачами, назвать же «Универсал» «устаревшей моделью» на момент начала войны было бы вовсе несправедливо…
Техническая мысль кировцев не стояла на месте. В 1936 году они спроектировали и изготовили новую, более приспособленную для сельскохозяйственных работ гусеничную модель трактора – «Универсал-3». Первые опытные экземпляры были отправлены для испытаний в различные регионы СССР. Результаты испытаний были оценены как очень перспективными. Трактор получил имя «Кировец», став первой машиной с таким названием. Но серийный выпуск трактора «У-3» не состоялся по не зависящим от конструкторов и рабочих причинам – руководству Красной Армии, с оглядкой на требования которой велись почти все разработки гражданской техники в СССР, уже не подходила мощность нового образца – он был бы непригоден в качестве артиллерийского тягача. Дальнейшие варианты довоенных «гусеничников» Кировского завода (их было около десяти) остались только в чертежах.
“Первые машины начали покидать цеха завода в 1947 году, а 17 февраля 1949 года с главного конвейера сошел 1000-й трактор.”
Серийная гусеничная техника для народного хозяйства всё же начала выходить из цехов Кировского завода, но уже после окончания войны. Коллективом конструкторов под руководством Жозефа Яковлевича Котина была проведена переработка под требования отечественного производства австрийского тягача RSO (Raupenschlepper Ost – гусеничный тягач «Восток») фирмы «Штайр». В результате появилась модель КТ-12 – «Кировский трелевочный, 12-я модель». Трактор в первую очередь предназначался для вывоза древесных хлыстов с лесоразработок.
Первые машины начали покидать цеха завода в 1947 году, а 17 февраля 1949 года с главного конвейера сошел 1000-й трактор. КТ-12 первых серий были оборудованы газогенераторными установками, что позволяло использовать вместо дефицитного в ту пору жидкого топлива древесные брикеты или, в крайнем случае, простые чурки.
2 июня 1948 года «за создание нового трактора для трелёвки леса» конструкторы Кировского завода: Ж. Я. Котин (главный конструктор), Л. Е. Сычёв, Н. В. Курин, Ф. А. Маришкин, В. А. Каргаполов, представители Лесотехнической академии — С. Ф. Орлов и «Гипролесмаш» — А. В. Фролов были удостоены звания лауреатов Сталинской премии.
В 1951 году производство КТ-12 начали передавать на Минский тракторный завод а оттуда, в 1957 году – на Онежский тракторный завод. Трактор постоянно модифицировался, параллельно менялись его названия: КТ-12А, КДТ-36, КДТ-40, ТДТ-40, ТДТ-40М, Т-47, Т-49…
В 1969 году документация и оборудование для производства ТДТ-40 были переданы дружественному Китаю, где его потомок, трелевочный трактор J-65, производится и по сию пору. А в Советском Союзе выпуск ТДТ-40 прекратили в 1976 году, освободив место на конвейере более мощной модели.
Под руководством Ж.Я. Котина в 1957 году, «к 40-летию Советской власти», был создан арктический вездеход «Пингвин». За основу были взяты основные узлы плавающих бронетранспортера БТР-50 и танка ПТ-76, спроектирован новый корпус, установлено специальное оборудование. Всего было изготовлено 5 таких машин, оставивших свой след в истории исследовании Антарктиды. По заключению полярников, “Пингвин” показал себя очень удобной машиной для маршрутных исследований. Мощности двигателя хватало для буксировки саней массой до 12 тонн, запас хода без дозаправки составлял 3,5 тысячи километров, а в рубке можно было находиться без верхней одежды при температуре наружного воздуха -50 градусов.
Кировский же завод готовился к началу выпуска принципиально новой машины – колесного трактора-тягача К-700. Разрабатывал его коллектив под руководством того же Ж.Я. Котина. Первый трактор вышел на поля страны в 1962 году, а массовое производство было развернуто с 1969 года. Основные модернизации «Кировца» были связаны с наращиванием мощности его двигателя: от 200 л.с. у К-700, к 300 л.с. у К-701, и до 500 л.с. у К-710. В настоящее время Кировским заводом выпускается очередная модель «Кировца» – К-744.
Таким образом, выпуск тракторов на Кировском заводе начинался трижды – в 1924, 1947 и 1962 годах, и продолжается по сей день.
В годы «перестройки» кировцы попытались организовать выпуск трактора легкого класса, фактически – наследника «Фордзона» – мини-трактора К-20. В июне 1990 года опытная партия из десяти тракторов была собрана в экспериментальном цехе завода. Выпуск тракторов с различными моделями двигателей продолжался до 1995 года, однако последовавшие экономические неурядицы в стране фактически погубили этот интересный проект.