"Идея самоходной “огневой точки”, защищенной от поражения вражеским оружием, стара, как сама цивилизация."
Начиная с XIX века, идея стала воплощаться в жизнь на новых принципах механической тяги. Вначале появились защищенные металлической броней корабли и поезда, затем автомобили, затем тракторы. И, наконец, уже в ходе Первой мировой войны был создан специально разработанный «сухопутный броненосец» – танк. А вскоре броню начали нести и самолеты.
Первым серийным танком отечественной конструкции стал «Малый сопровождения» (МС-1 или Т-18). Его выпуск был налажен на Обуховском заводе (заводе «Большевик») в 1928 году. Танк был выпушен в значительном для мирного времени количестве – более 960 экземпляров (в 1930-м производился примерно один танк в сутки, в 1931-м – три танка за два дня). Ему на смену пришел Т-26 – копия британского «Виккерс 6t». Для производства Т-26 были переданы новые территории Обуховского завода у железной дороги Ленинград-Москва, на которых был построен специализированный завод им. Ворошилова (№174). Танковые корпуса и башни («бронекомплекты») поступали с Ижорского завода, коробки перемены передач – с завода «Красный Октябрь», ходовая часть – с завода «Красный Путиловец», резиновые детали – с «Красного Треугольника», вооружение – со складов Главного артиллерийского управления. Завод имени Ворошилова изготавливал двигатели и осуществлял сборку танков Т-26 с 1931 по 1940 год. Объемы выпуска также поражали воображение, в отдельные годы (1935, 1939) с завода выходило по 3-4 танка в сутки.
Российская империя старалась не отставать от Европы и Америки в деле строительства броненосцев, развивая собственную металлургию. Специализированным предприятием по производству корабельной брони стал Ижорский завод. Для защиты корабля требовалась сталь различной толщины – от «поясной», толщиной в несколько дюймов, до тонкой «щитковой», прикрывавшей расчеты палубных орудий и пулеметов. Аналогичная броня стала использоваться и для щитков сухопутной (полевой) артиллерии. Основными производителями таких орудий в России были Обуховский и Путиловский заводы.
Когда вызрела идея защитить броней автомобили, именно щитковая броня стала применяться для их «блиндирования».
Отсутствие заметной отечественной автомобилестроительной базы заставляло царское правительство закупать шасси грузовиков у иностранных фирм и устанавливать на них броневые корпуса русской разработки. Такой дуализм находил отражение в названиях бронеавтомобилей: «Мгебров-Уайт», «Мгебров-Рено», «Джеффери-Поплавко», «Фиат-Ижора», «Остин-Путиловец», «Гарфорд-Путиловец»…
Так, в годы Первой мировой войны, Петроград превратился в российскую столицу бронеавтомобилестроения. Параллельно велось изготовление бронещитков для индивидуального укрытия пехотинцев.
После окончания гражданской войны большевики принялись восстанавливать производства, в том числе и металлургические, разрушенные их же экономическим экспериментом.
Ижорский завод снова стал выпускать бронеавтомобили (БА), но уже на отечественном шасси, которые по-прежнему оставались копиями иностранных образцов. Так, корпус появившегося в конце 1920-х годов БА-27, был установлен на шасси АМО-Ф-15 (Ф – «Фиат»), БА-3 – на шасси «Форд». В дальнейшем основным поставщиком трехосных шасси для ижорских бронеавтомобилей стал Горьковский автозавод. До начала Великой отечественной Ижорский завод изготавливал средние (пушечные) бронеавтомобили: БА-6, БА-10, БА-11 (последний монтировался на шасси производства завода имени Сталина).
В начале 1930-х Опытно-конструкторским отделом завода были разработаны многобашенные танки Т-28 и Т-35, производство которых было передано на другие предприятия: Т-28 – на завод «Красный Путиловец», Т-35 – на Харьковский паровозостроительный завод.
В 1933 году опытно-конструкторский отдел завода №174 был выделен в завод опытного машиностроения (завод им. Кирова, №185), на котором до 1940 года велась разработка самоходных артиллерийских орудий и новых перспективных танков.
«Красный Путиловец» (Кировский завод), осваивая производство Т-28, расширил собственный опытно-конструкторский отдел и к концу 1930-х сам приступил к созданию новых танков. В 1939 году были изготовлены двухбашенный «Сергей Миронович Киров» (СМК) и однобашенный «Клим Ворошилов» (КВ). Последний был передан в серийное производство вместо Т-28, и выпускался в Ленинграде до 1943 года. Бронекорпуса, как и в случае с заводом им. Ворошилова, кировцам поставлял Ижорский завод.
В годы войны танковое производство с завода №174 было эвакуировано в Омск, с Ижорского и Кировского – на Урал, где преемники ленинградских предприятий продолжают выпуск военной продукции и поныне. В Ленинграде же осталось несколько десятков бронекомплектов «КВ», из которых в 1942-43 годах удавалось собирать боеготовые танки. Вооружение, двигатели, трансмиссии и даже катки приходилось завозить в блокированный город самолетами.
Оставшиеся детали башен КВ использовались в 1943 году на строительстве линии укреплений «Ижора». Макет одной из таких башен был относительно недавно установлен на сохранившемся бетонном основании рядом с проезжей частью проспекта Славы. Корпуса же и башни довоенных танков и БА были приспособлены аналогичным образом еще в 1941 году – из них изготавливали бронированные огневые точки первой линии обороны Ленинграда.
“Используя запасы корабельной брони, сразу несколько ленинградских заводов летом-зимой 1941 года оборудовали импровизированные бронепоезда и бронеплощадки с установленными на них морскими орудиями.”
На ижорском заводе летом 1941 года провели бронирование по упрощенной схеме нескольких десятков грузовых автомобилей для Армии народного ополчения. И, конечно, был возобновлен выпуск индивидуальных бронещитков для пехотинцев, уникальная коллекция которых собрана в экспозиции «Патриотического объединения “Ленрезерв”». Производство БА-10 было эвакуировано на Балтийский завод.
В ходе реэвакуации площадка завода №174 была задействована под организацию производства морских дизелей, сегодня предприятие известно под именем «Звезда». Кировский же и Ижорский заводы вернулись к привычной кооперации, выпуская до 1960-х годов тяжелые САУ и танки семейства «ИС». С середины 1970-х производство было перестроено на выпуск танка Т-80.
Танкоремонтом в 1930-е годы занимались два крупных ленинградских завода. Невский завод им. Ленина ремонтировал танкетки и плавающие танки. Завод подъемно-транспортного оборудования им. Кирова у Варшавского вокзала ремонтировал танки Т-26 и БТ.
Осенью 1941 года цеха ЗПТО им. Кирова покинула первая партия самоходных установок СУ-26, созданных путем совмещения тумбовой артиллерийской 76-мм установки конструкции Кировского завода и ремонтных шасси Т-26. СУ-26 с ее уникальным силуэтом стала одним из символов Ленинградского фронта.
"В 1941 году Кировский и Ижорский заводы освоили выпуск корпусов еще одного танка – на этот раз летающего."
Новый штурмовик Ил-2, выпуск которого планировалось развернуть в Ленинграде, имел корпус-бронекапсулу массой около 650 килограммов и состоящий из 67 деталей. Детали корпуса изготавливал Кировский завод, сборку осуществлял Ижорский. Всего до эвакуации предприятий было изготовлено порядка 720 корпусов.
Бомбардировщики, истребители и разведчики также оборудовались изделиями Ижорского завода, который штамповал бронированные спинки сидений пилота на все типы предвоенных отечественных боевых самолетов.
В Ленинграде находился главный научный центр страны по броневому производству – НИИ-48, сегодня известный как ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей». До войны он располагался на территории Ижорского завода и относился, как и сам завод, к Наркомату судостроительной промышленности. Главной задачей НИИ-48 было изыскание рецептур выплавки и термических режимов обработки броневых сталей для тяжелых кораблей строящегося «Большого флота», позволяющих сократить использование дефицитных (импортных) легирующих элементов. В 1941 институт был частично эвакуирован на Урал, где продолжил свою довоенную деятельность, но уже исключительно в интересах танкостроения. В послевоенный период, до середины 1990-х, институт базировался на территории Александро-Невской лавры, используя для опытных электрических плавок энергетические мощности расположенной рядом 4-й ГЭС.
В настоящее время институт «Прометей» расположен на Шпалерной улице и представляет собой «крупнейший межотраслевой материаловедческий центр страны, признанный лидер в области разработки принципиально новых, имеющих общегосударственное значение перспективных материалов и технологий, обеспечивающих решение задач научно-технического развития промышленности и сохранение обороноспособности государства. Предприятие сохраняет статус государственного научного центра Российской Федерации (ГНЦ РФ) с 1994 года» (информация с официального сайта ЦНИИ “Прометей”).