“ Эпоха «либерализации» в России началась в 1860-х годах, в «святых шестидесятых». Многое стало «можно», оживилась общественная мысль, появились новые журналы, авторы, читатели, типографии...”
В самом начале 2000-х годов в России случилась тихая информационная революция – в каждый дом по оптоволоконному кабелю пришла международная информационная сеть («интернет»). Новости, музыка, книги, кино, прикладные программы, игры стали доступны небывалым доселе образом. Через экран монитора в квартиры и офисы шагнул безграничный мир информации. Одновременно (ничего не дается просто так) началась эпоха угасания печатного слова. Сократились тиражи, на глазах «умерли» толстые газеты с рекламными объявлениями, подорожали книги и журналы. К концу 2010-х, с широким внедрением цифровой печати, завершился и 150-летний цикл развития отечественной полиграфической промышленности с многомиллионными тиражами и печатными машинами размером с теннисный корт. Разумеется, и сейчас можно найти как огромные машины, так и огромные тиражи (реклама, реклама), но изменился общий тренд.
Почему приходится говорить о 150-летнем цикле? Потому, что эпоха «либерализации» в России началась в 1860-х годах, в «святых шестидесятых». Тогда многое стало «можно», оживилась общественная мысль, появились новые журналы, авторы, читатели. Как следствие, интенсивнее заработали типографии. Еще один всплеск книгоиздательского дела пришелся на рубеж веков. А в годы советской власти агитация и пропаганда через печать являлись главным фактором воздействия на массовое сознание. Помните, «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…»?. Действительно, новая власть имела большие возможности в сфере продвижения идеологии – в наследство большевикам досталась вся полиграфическая промышленность столицы Российской империи…
Вторая по старшинству типография – Синодальная – была организована в 1764 году в здании синодальной канцелярии на Петербургском острове и поначалу представляла собой филиал московской синодальной типографии. В 1834 году она была переведена в новое здание синода на Петровской площади, где находилась до 1888 г. В этом году было достроено отдельное здание для нужд типографии на Кабинетской улице (ул. Правды). С 1924 года типографии присвоено имя М.И. Лоханкова – одного из основателей союза печатников. Типография успешно работала до конца 2010-х годов, не так давно ее здание – памятник архитектуры федерального значения – было выставлено на торги.
После восстания декабристов произошла реорганизация Государственного Совета – была выделена Комиссия по составлению законов, преобразованная в 1826 г. во Второе отделение Императорской Канцелярии. При ней в 1827 г. была организована типография для печатания законов и законодательных бумаг. Типография находилась на Инженерной ул., д. 2, там был отпечатан многотомный Свод Законов Российской империи. С учреждением Государственной думы типография стала печатать также ее документы. В 1908-1910 гг. по проекту архитектора Л. Н. Бенуа на Петроградской стороне были построены новые производственные корпуса. По своим размерам и техническому оснащению типография не имела аналогов в России. 1 ноября 1922 г. была переименована в типографию № 2 «Печатный Двор», а с 1936 г. стала носить имя М. Горького. В 1941 г. была частично эвакуирована в г. Пермь (на её базе создана Пермская книжная типография № 2), оставшийся коллектив продолжал работать в осаждённом Ленинграде. С 1944 г. началось восстановление типографии и в 1945 г. она снова вышла на полную мощность.
На этом перечень казенных типографий не заканчивается. В начале XX века действовали две военных типографии – Главного штаба и Морского министерства, Внутренних дел, Градоначальника, Императорских театров, Правительствующего сената, Штаба отдельного корпуса жандармов, Главного управления уделов… Все они получили свое «советское» продолжение. Так, типография МВД стала типографией им. Володарского «Лениздата», Управления уделов – типографией «Советский печатник», Императорских театров – Театральной, Генштаба – им. Ворошилова… Впрочем, коммерческие типографии постигла та же участь. Так, в здание издательства и типографии на Галерной улице, 40, в которой с начала XX века печатались «Биржевые ведомости», после революции въехала редакция «Известий ВЦИК».
Начиналась же полиграфическая промышленность Петербурга, как и многое иное, в годы правления Петра I. 29 октября 1710 года царь поручил графу И.А. Мусин-Пушкину доставить из Москвы по первому зимнему пути печатный станок и работников для обустройства «государевой письмопечатни». Расположилась она поначалу в доме её директора М.П. Аврамова, а в 1713 году переехала в домик на Троицкой площади Березового острова, у въезда на мост в Петропавловскую крепость. Там типография находилась до 1727 года, когда её переподчинили учрежденной тремя годами ранее Императорской Академии наук (ИАН) и перевели в бывший дворец царицы Прасковьи Федоровны на Университетской набережной. Через сто лет, в 1825 г. для типографии ИАН арендовали, а в 1829 г. – выкупили, бывший дом португальского консула и виноторговца Педро Лопеса на Большом проспекте. В 1829-1830 гг. дом был частично перестроен в соответствии с нуждами типографии. При переезде на Большой проспект было закуплено новое оснащение: шрифты доставили из Парижа, печатные станы – из Берлина, в качестве двигателя использовали паровую машину. К 1840-м гг. в типографии ИАН имелись шрифты 120 языков, в том числе тибетского, афганского, алеутского, что позволяло выполнять самые сложные полиграфические работы. Наряду с книгами и научными журналами печатались «Санкт-Петербургские ведомости», которые до 1870-х гг. издавала Академия наук. Новые станки из Гамбурга (1846) позволили печатать газету большим форматом. Сегодня типография РАН считается старейшей в стране.
“Всего в городе в 1901 году действовало около 100 типографий и более 130 типолитографий.”
Всего в городе в 1901 году действовало около 100 типографий и более 130 типолитографий (зачастую, размешались вместе с типографиями). Шрифтами типографии обеспечивали 12 словолитен, из которых самыми известными были словолитня Бертольда на Мещанской улице и словолитня Леман на Звенигородской. На месте первой в советское время действовала 1-я картонажная фабрика, вторая же продолжала профильную деятельность под новым названием «1-й Шрифтолитейный и механический завод имени III Интернационала».
Особое место в ряду петербургских полиграфических предприятий занимает «Комбинат цветной печати» – так в послевоенный период называлась карточная фабрика, открытая при Александровской мануфактуре в 1819 году. Большую часть работников составляли сироты – питомцы Воспитательного дома, находившегося неподалёку. Довольно скоро фабрика сменила подчиненность, называясь со второй половины XIX столетия Карточной фабрикой при Императорском воспитательном доме. До середины 1830-х гг. бумага для карт была импортной (и очень дорогой). Избавляясь от иностранной зависимости, её производство сначала наладили на Петергофской и Калужской казенных фабриках, а затем оснастили бумагоделательным оборудованием саму Карточную фабрику. В 1867 г. для фабрики было построено новое здание, в котором вплоть до 2003 г. размещались многие производства Комбината цветной печати.
В 1869 году начал свою издательскую деятельность в России Адольф Федорович Маркс (1838 – 1904) – основатель массового иллюстрированного журнала «Нива». Помимо того, что Марксу удалость вывести «Ниву» на недосягаемые для конкурентов тиражи, Адольф Федорович в качестве приложения к журналу ежемесячно издавал произведения лучших русских писателей. В 1891 году увидело свет собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, в 1893 году Маркс покупает за баснословные суммы в 150 тысяч и 75 тысяч рублей права на произведения Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского. В 1898-1900 годах для нужд издательства и собственной типографии Маркс возводит дом на Измайловском проспекте. Кончина А.Ф. Маркса не повлияла на судьбу журнала – тиражи «Нивы» оставались стабильно высокими. В начале 1916 г. издательство было перекуплено И. Д. Сытиным. Точку в судьбе «Нивы» поставили большевики, хотя журнал после октябрьского переворота смог выходить еще целый год. Национализированная в 1920 году типография вскоре получила название «Пропагандист» а в 1924 году – имя Евгении Соколовой, бывшей работницы этой типографии, погибшей от рук поляков. В этом же году закончило существование издательство «А.Ф. Маркс», типография же проработала еще более 80 лет и была ликвидирована уже в постсоветское время.
Оставил по себе добрую память еще один немец – мастер Отто Кирхнер, открывший 30 ноября 1871 года на Малой Морской улице переплетную мастерскую, которая вскоре превратилась в крупное картонажно-переплетное производство. Фабрика конторских книг «Товарищество Отто Кирхнер» была оснащена новейшей техникой, для нее в 1894 году был построен новый корпус на Большой Пушкарской улице. Декретом Совета Народных Комиссаров от 28 июня 1918 года Фабрика конторских книг «Товариществ Отто Кирхнер» была национализирована и с 5 июля 1918 года стала называться Государственной фабрикой конторских книг «Светоч». В докладной записке по поводу национализации говорилось: «…фабрика Кирхнера со своим новейшим оборудованием является единственной в России». Фабрика «Светоч» выпустила первый российский бизнес-организатор и первые календари нового стиля. Просуществовала фабрика до начала 2000-х годов.
“В истории почти каждой петербургской типографии можно найти примечательные факты.”
Издательство «Брокгауз и Ефрон», обессмертившее свое имя созданием русских энциклопедических словарей, обзавелось собственным зданием с типографией в Прачечном переулке в 1889 году. Удивительно долго находилось оно по своему первоначальному адресу – до 1927 года, до тех пор, пока не было выселено в Гостиный Двор, где через четыре года угасло («Большую Советскую Энциклопедию» издавали и печатали уже в Москве). А типография Брокгауза стала называться типографией №2 Гидрометиздата. В годы войны была «законсервирована», после стала называться типографией № 8 Главполиграфпрома. До настоящего времени не сохранилась.
В конце ХIХ века при Ассигнационном банке, со стороны Садовой, улицы действовала маленькая типография, печатавшая газеты, объявления, поздравительные адреса, визитки, книги и брошюры, тиражами не более 50-100 экземпляров. В конце 1920-х годов типография получила имя И. Е. Котлякова, заведующего областным и городским финансовыми отделами. В марте 1936 г. типография стала частью Ленинградского отделения Государственного финансового издательства СССР («Финансы и статистика»), специализировалась на выпуске бланочной продукции, книг и брошюр. В 1970-е гг. 75% бланков Сбербанка СССР, Госстраха, Центральной бухгалтерии, Министерства финансов СССР, в том числе 2-красочные, с защитной сеткой и нумерацией, печаталось в типографии им. И. Е. Котлякова. В конце 1980-х годов типография переехала в новое здание на улице Руставели, 13, оснащенное новым оборудованием, благодаря чему был осуществлен переход с высокой печати на офсетную. В настоящее время в здании типографии действует бизнес-центр.
В истории почти каждой петербургской типографии можно найти примечательные факты. Так, издатель В. С. Балашев, владевший типографией по набережной Екатерининского канала в доме 80, проводя реконструкцию здания, заказал серию из 23 барельефных портретов писателей, коими украсил фасады. Впоследствии эта идея получила продолжение при строительстве и оформлении серии ленинградских послевоенных школ.
Основанную в 1906 году типографию «Кюгельген, Глич и Ко», в которой печаталась газета Sankt-Petersburger Zeitung, книги на немецком, французском и английском языках, «Большая энциклопедия» под редакцией С. П. Южакова (в основе которой лежала германская энциклопедия Мейера), «Жизнь животных» немецкого зоолога А. Брема большевики приспособили под свои нужды. Назвав её типографией «Коминтерн», продолжили печатать книги на иностранных языках, но уже иного содержания, обслуживая нужды «мировой революции». После войны профиль типографии изменился. В 1944 году были выпущены первые диаграммные бумаги (диски и ленты) для регистрирующих приборов тепловых электрических станций, котельных и водомерных узлов. Под наименованием «Фабрика диаграммных бумаг» предприятие просуществовало до 2010-х годов.
В 1896 году, при финансовой поддержке Библиографического института Мейера в Лейпциге было создано акционерное общество «Просвещение» с целью издания научно-популярных работ немецких авторов на русском языке. В серии «Всемирная библиотека» выходили полные собрания сочинений русских и зарубежных писателей. В 1906 году общество выстроило отдельное здание на Забалканском проспекте, д. 75 (ныне – Московский, 91), где разместились и издательство, и типография. В 1916 году в этом же здании была открыта фабрика Е. И. Маркушевича по пошиву военного обмундирования. После национализации фабрику переименовали в «Красный швейник», а типографию – в «Красный Печатник». Символическое сосуществование под одной крышей продолжалось до конца 1960-х годов, когда типографию упразднили, а фабрику переименовали в «Маяк».
В типографии Петра Петровича Сойкина печатался еженедельник «Природа и люди», в котором опубликовал свою фантастическую повесть «Вокруг Земли» Константин Эдуардович Циолковский.
Сегодняшняя полиграфическая промышленность Петербурга обслуживает, главным образом, сектор материального потребления, печатая упаковку, этикетки, рекламные буклеты, флаеры – одним словом, «двигает торговлю». Это новая реальность и она такова. Память же о прошлом хранит комплекс «Музей печати Санкт-Петербурга», в который входит экспозиция «Типография начала XX века», открытая в сохранившемся здании бывшей типографии «Сельского вестника». Это здание было построено в 1905 г. для издательства А. А. Суворина «Русь»…