“Слово «металлург» рисует в воображении одетого в войлочный костюм богатыря, глядящего из-под широкополой шляпы сквозь черные очки на льющийся из мартена, сыплющий искрами металл...”
Идеальный, и даже привычный образ.
Но вот, к примеру, кузнец – металлург? Металлург. А сварщик? Металлург. А ювелир? Тоже металлург. Металлург даже скульптор-литейщик. Очень емкое это понятие – металлургия. К ней относят процессы, связанные с получением металлов и сплавов (в том числе подготовительные), процессы обработки готовых металлов, нагретых выше температуры рекристаллизации, и даже отдельные виды холодной обработки, например, волочение проволоки.
Различают металлургию черную и металлургию цветную. К черной металлургии относится всё, что касается сплавов железа. Цветная металлургия значительно разнообразнее, металлы, обработку которых производят в ее рамках, разбросаны по всей таблице периодических элементов Д.И. Менделеева. Основу составляют сплавы меди и алюминия, не менее важны свинец, олово, цинк, никель, магний, титан.
Железо в промышленных масштабах добывают из руды, медь – из медного колчедана и халькозина, алюминий – из глиноземов.
На первом этапе переработки из железной руды в доменной печи выплавляют чугун, доменный процесс идет непрерывно. Для доменного процесса, помимо руды, необходим кокс – продукт переработки угля, из которого удалены летучие вещества (“газы”). Для повторных плавок готового чугуна используют подобную домне шахтную печь, но небольших размеров, называемую вагранкой, из которой обычно заполняются литейные формы.
Если же из расплавленного чугуна начать выжигать кислородом излишки углерода, добавляя при этом легирующие присадки, то такой процесс называется варкой стали. Процесс этот периодический и осуществляется в конвертерах, мартенах или электропечах. В недавнем прошлом остался пудлинговый процесс, когда железо выделялось из расплава чугуна осаждением на специальных “мешалках”.
Окрестности Петербурга бедны рудными ископаемыми, местные угли обладают малой теплотворной способностью. Однако через петербурский порт издавна осуществлялись поставки, как угля (из Англии, Германии), так и железной руды (например, из Швеции), что позволяло развернуть металлургическое производство непосредственно у границ тогдашнего города.
XVIII и первая половина XIX веков ознаменовались развитием литейного производства. Современный Литейный проспект получил свое название от Литейного двора, начатого строительством в 1711 году. Двор располагался в створе нынешнего Литейного моста и занимался выпуском медных пушек, позднее – и чугунных ядер. Просуществовал Литейный двор до 1851 года.
В мае 1789 г. под руководством шотландского инженера Чарльза Гаскойна был построен чугунолитейный завод в Кронштадте. Предназначение завода было традиционным – пушки и боеприпасы. В 1801 году было решено перенести завод на материк, в район Петергофской дороги у Нарвский заставы. Днём рождения завода считается 3 апреля 1801 г. когда на нём было отлито первое пушечное ядро.
Воспетый А.С. Пушкиным «оград узор чугунный» также рождался в его цехах. Однако и завод в Кронштадте продолжал свою деятельность.
В 1824 году, после разрушительного наводнения, материковый филиал Кронштадского завода снова разделили. Новые цеха стали строить еще восточнее, на седьмой версте Шлиссельбургского тракта. Открытие завода, закладка которого состоялась при участии Александра I, произошло уже после кончины императора, и в память о нём завод в 1826 году получил название «Александровского литейного». Однако компетенций завода его название не ограничивало. Очень скоро он стал литейно-механическим: производил и пароходы, и станки, и грузоподъемную технику, и металлоконструкции для строительства, а с 1840-х годов превратился в паровозостроительный (см. главу «Подвижной состав»).
В начале царствования Александра I в Россию приехал француз Александр Герен, открывший 1805 г. на западной оконечности Васильевского острова бронзолитейную мастерскую. С 1840-х мастерская перешла под управление Феликса Шопена, и на протяжении всего XIX века занимала одну из лидирующих позиций на рынке декоративного бронзового литья. Всего же в Петербурге к 1882 году действовало 11 бронзолитейных фабрик. В 1890-х годах территория фабрики Шопена постепенно отошла Обществу железопрокатного и проволочного завода, а к началу 1910 собственником стало Донецко-Юрьевское металлургическое общество («ДЮМО»). В советское время завод получил название «Красный Гвоздильщик», а к концу 1930-х был переименован в проволочно-канатный завод им. Молотова. Завод работал в тесном сотрудничестве с расположенном на соседнем участке заводом «Севкабель». В последние годы своего существования назывался Сталепрокатным заводом, предпоследнее его здание было снесено в 2011 году. В настоящее время сохранилась только водонапорная башня канатного цеха, построенная в 1931 году.
В 1842 г. на Шлиссельбургском тракте открылась механическая мастерская, на базе которой в июле 1873 г. британским подданным Г. Кином был открыт медно-чугунолитейный завод для производства чугунных и медных отливок. На базе завода в апреле 1913 г. сыном последнего владельца, А. Ф. Германом учреждено Акционерное общество механических, литейных и трубных заводов «Атлас-Германа». С началом Первой мировой войны, в 1914 г. общество переименовано в Акционерное общество механических, литейных и трубных заводов «Атлас-Петроград». Помимо основной продукции завод стал выпускать аппараты для изготовления пороха и взрывчатых веществ, станки для снарядных мастерских, чугунные бомбы и мины, якоря. Акционерное общество было ликвидировано, а завод национализирован на основании декрета СНК от 28 июня 1918 г. В советское время действовал под названием «Экономайзер» Главного управления котлотурбинной промышленности.
“1 января 1857 г. Александр II утвердил устав «Компании Санкт-Петербургского металлического завода», учрежденного купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым на месте бывшей кожевенной фабрики в Полюстрово.”
1 января 1857 г. Александр II утвердил устав «Компании Санкт-Петербургского металлического завода», учрежденного купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым на месте бывшей кожевенной фабрики в Полюстрово. Поначалу завод выпускал гвозди, проволоку, сковороды, затем освоил производство механизмов для отопления и вентиляции помещений, насосов, подъемных кранов, металлических строительных конструкций, котлов. Наконец, предприятие стало получать заказы от Военного ведомства. В 1869 году был получен первый крупный заказ от Главного артиллерийского управления на изготовление гидравлических домкратов для 9-ти и 11-ти дюймовых орудий. К октябрю 1871 г. закончена сборка металлического телескопического газгольдера для «Общества освещения газом». В 1874 г. налажен выпуск лафетов для 6-ти дюймовых мортир, тогда же завершен монтаж изготовленных заводом четырех пролетов железнодорожного моста через Оку. В 1893 г. завод получил заказ на несколько башенных установок для 12-ти дюймовых корабельных орудий. К исходу XIX века Металлический завод превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий страны, в 1904 г. приобрел лицензию у французской компании «Сеттер, Гарле и К°» на производство и реализацию паровых турбин системы «Рато». Одновременно была приобретена лицензия на производство генераторов и ряда приспособлений. Таким образом, с начала XX века профиль завода определился на десятилетия вперед – энергетическое машиностроение и башнестроение.
В том же 1857 г. по соседству с заводом Растеряева механиком Федором Гошем был основан первый в России меднопрокатный завод. В 1863 г. владельцем завода стал Карл Розенкранц, который к 1870 г. выпускал «топки красной меди для паровозов, дымогарные трубы красной меди, желтой меди (латунь), трубы красной меди паровозные и водопроводные, листы красной меди и цинка, меднолитейные изделия». Во время экономического кризиса 1880-1881 гг. завод перешел в акционерное «Санкт-Петербургское Общество меднопрокатного и трубного завода бывший Розенкранц». 1897 г. на нем была создана первая в России электролизная установка для получения чистой меди. В советское время завод носил название «Красный Выборжец», в 1923-1925 гг. на нём был организован выпуск алюминиевой и латунной посуды. В ноябре 1927 года на «Красном Выборжце» была осуществлена первая в СССР электрическая плавка цветного металла. К концу 1980-х гг. завод выпускал более 12 тысяч типоразмеров продукции. В 2020-х годах завод утратил значительную часть территорий по набережной Невы, но продолжает свою деятельность на второй площадке.
В 1860 г. на Обводном канале основан Главный газовый завод для освещения улиц Санкт-Петербурга. В 1913 г. было прекращено производство светильного газа и начато производство газа из коксующихся углей для бытовых нужд и котельных, кокс использовался на литейных предприятиях города. В конце 1950-х гг. на заводе открылось инструментальное производство для снабжения предприятий Северо-Западного региона. Параллельно на заводе было освоено производство изделий методом порошковой металлургии. По итогам работы в 2008-2010 гг. заводу присвоено звание «Лучший экспортер Санкт-Петербурга».
4 мая 1863 г. на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском, при участии Морского министерства был основан сталепушечный завод Товарищества П. М. Обухова, Г. С. Кудрявцева и Н. И. Путилова. После кончины в 1869 году основателя Павла Обухова завод получил его имя. В цехах завода в 1866-68 годах проводил свои опыты создатель научной металлографии Дмитрий Константинович Чернов.
И в дореволюционный, и в послереволюционный период завод изготавливал артиллерийские орудия, преимущественно для нужд флота и береговой обороны. Созданная в 1943 г. на базе зенитного морского орудия 100-мм полевая пушка БС-3 была единственной советской буксируемой системой, способной эффективно бороться с немецкими тяжелыми танками. Завод был одним из трех расположенных в черте города предприятий, на территории которого работали мартеновские печи. В настоящее время выплавка стали на Обуховском заводе переведена на электричество.
“Всего в Петербурге-Ленинграде в разное время работало несколько десятков металлургических предприятий.”
Вторым заводом с мартеновским цехом являлся Путиловский, отстроенный заново на месте смытого наводнением 1824 года «филиала» Кронштадского чугунолитейного завода. В 1844 г., с развитием в стране железнодорожного сообщения, завод начал выпускать рельсы. C 1868 по 1880 гг. владельцем завода был Николай Иванович Путилов, в этот период на «Путиловском» заводе и была пущена мартеновская печь, построена сталепрокатная мастерская, начато производство железнодорожных вагонов. В 1874 г. образовано «Акционерное общество Путиловских заводов», а в 1880-е гг. на заводе началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев. В 1894 г. развернуто производство паровозов. К началу XX века Путиловский завод превратился в крупнейшее предприятие Петербурга, в этом статусе он находился до начала 2000-х годов. В 1934 году его название было изменено на «Кировский завод».
Верфь Путиловского завода стала самостоятельным предприятием (АО «Северная верфь»), сам же завод в XX веке производил, в основном, прокат, турбины, тракторы и тяжелые танки.
Третьим заводом, имевшим собственную мартеновскую печь, являлся Невский литейный и механический завод Семянникова и Полетики, после революции получивший имя В.И. Ленина. Завод был открыт в 1864 году, хотя промышленное освоение площадки началось двадцатью годами ранее. За 160 лет профиль завода несколько раз менялся – был он судостроительным, паровозным, а с 1930-х стал энергомашиностроительным. Литейное производство работало на заводе до начала 2000-х годов. По рассказам санитарного инспектора Невского района, по цвету дыма из заводских труб в 1980-е годы он мог узнавать, какой металл плавят на Невском заводе в тот или иной момент.
Четвертым заводом с мартеном, и не единственным, был Ижорский завод. Адмиралтейские Ижорские заводы, будучи по рождению лесоперерабатывающим предприятием, начали производство броневой стали методом пудлингования в начале 1860-х годов. Необходимость строительства броненосных кораблей стимулировала завод к оперативному внедрению технических новинок – конвертеров, мартенов, электропечей. До 1930-х годов здесь изготовляли броню для крейсеров и линкоров, башенных артустановок береговой обороны, командных постов. Средние и тяжелые бронеавтомобили, корпуса танков КВ и Т-50, бронеспинки самолетов, бронекорпуса штурмовиков Ил-2, трубы для авиазаводов, буксиры «Ижорец», бронекатера, даже распределительные валы для авиадвигателей – и это лишь часть программы завода первого полугодия 1941 года. В послевоенные годы уникальные стали, производимые ижорцами, нашли применение в атомном проекте СССР.
Всего в Петербурге-Ленинграде в разное время работало несколько десятков металлургических предприятий. Кроме вышеперечисленных следует упомянуть ряд заводов, составлявших в свое время гордость петербургской промышленности. Это и Франко-Русский завод на Матисовом острове, он же завод по обработке цветных металлов им. Ворошилова, он же Фольгопрокатный – до недавнего времени один из лидеров страны по выпуску специальных изделий из алюминия. Это и два литейных завода в излучине р. Охты – «Лентрублит» и имени Лепсе. Это заводы «Центолит» и имени МОПР на Выборгской стороне, завод «Трубосталь» на Щемиловке (образован в 1895 г.), завод горно-обогатительного оборудования им. Котлякова (бывший подковный завод Посселя), завод «Невгвоздь» (бывший Аристова, образован в 1896 г.), Ремонтно-механический завод треста «Ленводопровод», завод «Охтинский литейщик».
Особо-качественное литье выпускал арматурный завод «Знамя Труда» на проспекте Стачек, а литейно-механический завод «Красная вагранка» (б. Паля, образован в 1872 г.) – судовое оборудование (корабельные телеграфы) и машины для пищевой промышленности.
Завод «Монументскульптура», созданный в начале 1930-х годов, известен, прежде всего, своими послевоенными работами: воссозданием фонтана «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петродворце, скульптурой «Родина-мать» на Пискаревском кладбище, многофигурной композицией для монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.
И, наконец, ювелирный завод «Русские самоцветы» – одно из крупнейших в свое время предприятий по обработке драгоценных металлов.
Перечень далеко не полон, простое перечисление только штамповочных предприятий, когда-либо действовавших в Петербурге, заняло бы объем, сопоставимый с объемом статьи. Но и приведенных сведений достаточно, чтобы оценить масштаб и значение для города металлургической отрасли, особенно в период с 1860-х по 1980-е годы.