Главная / История промышленности / ЛЕСОПЕРЕРАБОТКА

ЛЕСОПЕРЕРАБОТКА

“С конца 18-го века главными игроками на лесной бирже стали братья-старообрядцы Сергей и Федул Громовы”

Основным предназначением строящегося «Санкт-Питерхсбурга» – «окна в Европу» – было обслуживание сырьевых потоков, направляемых на запад царем Петром. А главным экспортным товаром был, разумеется, русский лес. Географическое положение новой столицы империи обеспечивало богатые возможности для лесосплава, что, наравне с развитием собственной кораблестроительной отрасли и активно ведущейся городской застройки, надолго превратило Петербург в огромную «лесопилку». Значительный объем сплавляемого в город леса использовался в качестве топлива – как в жилом секторе, так и на производствах. Одно из крупнейших предприятий города – Ижорский завод – начиналось именно как «водопильная мельница», построенная в 1710 году. (В связи с этим стоит напомнить, что река Ижора, недавно еще полноводная, была полноценной транспортной артерией, по ней ходили корабли, а сам Ижорский завод до середины 20-го века являлся также и судоверфью: буксиры и катера с его стапелей своим ходом уходили в Неву). И не случайно по берегу Большой Невы, главным образом, вне городской черты, а также по берегам проток ее дельты располагались многочисленные лесные склады и лесоперерабатывающие предприятия, а барка с дровами у набережной реки или канала столетиями являлась одним из символов города.

Вид на Петербургскую сторону

С конца 18-го века главными игроками на лесной бирже стали братья Сергей и Федул Громовы – купцы-старообрядцы и миллионеры. В Петербурге братьям принадлежала Громовская лесная биржа – огромные торговые склады близ Смольного; вторая биржа Громовых находилась на левом берегу Фонтанки, напротив Апраксина двора. Поскольку старообрядческие деловые отношения подразумевали абсолютную честность сторон и зачастую даже не скреплялись письменными договорами – достаточно было «ударить по рукам» (отсюда – «честное купеческое слово»), братья, будучи меценатами, и немного филантропами, оставили по себе самую добрую память, а их имя укрепилось в городской топонимике: Громов переулок, Громовский сад на берегу Малой Невки, Громовское старообрядческое кладбище…
Громовы, разумеется, не были монополистами в деле лесопереработки, они обеспечивали только первый её этап – доставку и бракеровку брёвен. Дальше лес уходил «в дело» – или в виде тех же брёвен, или на многочисленные лесопилки, где превращался в брус и доски.
Деревянными сваями укреплялись бесконечные петербургские набережные.

Фундаментные сваи, балки перекрытий, чёрный пол и паркет, штукатурная дранка, стропила и лаги, оконные рамы и двери (не говоря уже о строительных «лесах») – при внимательном рассмотрении окажется, что «каменный» петербургский дом в основном состоял из пиломатериалов. А ведь строились в большом количестве и цельнодеревянные дома, хозяйственные постройки и пристройки, настилались деревянные тротуары, большинство мостов также были деревянными. Выполнялись из дерева трубы первого городского водопровода и канализационного коллектора.
Мебельная отрасль, хотя и не столь материалоёмкая, требовала леса повышенного качества, а также и иной квалификации рабочего – как не вспомнить здесь чеховское: «Каштанка, супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра».
Петербургские мебельщики выпускали продукцию всех ценовых диапазонов, на любого покупателя и на любой вкус: богатым – дуб и орех, бедным – ель и береза. Их стулья и табуреты, столы и шкафы, лавки и сундуки, кровати и колыбели несли свою незаменимую службу и в каморке ремесленника, и в великокняжеских покоях. Упоминания о знаменитой о «гамбсовской мебели» оставили классики литературы и 19- го, и 20-го веков. Деревянным же был (и остается) и «последний приют» петербуржца…

Можно лишь предполагать, превосходила ли строительная и бытовая сфера применения древесины по суммарному потребляемому объему сферу производственную. Отметим лишь, что до второй половины 19-го века всё судостроение было деревянным: начиная с оборудования верфей и заканчивая корпусами и мачтами кораблей. А перечислить все судоверфи, располагавшиеся на территории города за время его существования, вряд ли удастся. О масштабах потребления флотом дерева позволяет судить «тихий архитектурный шедевр» – «Новая Голландия», являющаяся ни чем иным, как лесным складом морского ведомства.

Внутренний вид металлического лесного сарая в Новом Адмиралтействе. 1880-е г.г.

“…Деревянными были корпуса конных экипажей, железнодорожных вагонов, первых автомобилей.”

…Деревянными были корпуса конных экипажей, железнодорожных вагонов, первых автомобилей. Аэропланы являли собой ажурную деревянную конструкцию, обтянутую пропитанной лаком тканью. Знаменитый советский «небесный тихоход» – самолет У-2 конструктивно мало отличался от первых аэропланов, при этом все выпущенные до войны самолеты этого типа были произведены в Ленинграде. Правильно оценивая доступность и значение древесины, советское руководство накануне войны настойчиво внедряло в производство новейший истребитель деревянной конструкции – ЛаГГ-3, выпуск которого был развернут, в том числе, и на ленинградском заводе №23. Фанера, из которой изготавливалась значительная часть деталей этого самолета, производилась здесь же, в ленинградской области и ближайших пригородах. (Кстати, высокомерное и скептическое отношение к советским деревянным самолетам на «западе» с течением войны быстро поменялось – достаточно вспомнить британский истребитель-бомбардировщик «Москито» или немецкий реактивный истребитель Хейнкель-162 «Саламандра»).
Важнейшую роль в довоенном Ленинграде играли Деревообделочный комбинат №6 в районе Старой деревни, Мебельная фабрика №3 на Калашниковской набережной, завод имени Халтурина на Карповке, выпускавший воздушные винты для самолетов и аэросаней. Все эти заводы имели давнюю дореволюционную историю.
После войны особое значение приобрел Лесопромышленный комбинат Ленметростроя («Метролес»), также расположенный на берегу Невы, в районе «кривого колена» Усть-Славянки.

Технологическая революция, вытесняющая дерево из городского строительства, началась в конце 19-го века и растянулась более чем на 50 лет. Ещё с нами те, кто своими глазами мог видеть знаменитые деревянные «американские горы» в саду Госнардома, рядом с зоопарком, сгоревшие после немецкой бомбардировки 16 октября 1941 года. А «деревянный Ленинград» был сожжен в блокадных печах, его остатки добили градостроительные начинания хрущевской эпохи. Лишь отдельные постройки напоминают о золотом веке дерева в городском строительстве: Каменноостровский театр, особняк Брёмме на Васильевском острове, дом-музей рабочего Шелгунова (музей «Невская застава»).
Основные же потоки леса продолжают уходить через Лесной порт туда же, куда уходили 300 лет назад…

“Товарищество Невского лесопильного завода и лесная торговля В.И. Степанова”. 1916 г.
Лесообделочный завод “Наследники И.А. Иванова. 1910-е г.г.

Использованные материалы:
Фотографии из фондов ЦГАКФФД СПб
Е10648, А9721, Е2826
Текст – А.М. Рябков

 

Другие проекты