Главная / История промышленности / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

“В ноябре 1837 года началась эксплуатация первой в России Царскосельской железной дороги.”

В ноябре 1837 года началась эксплуатация первой в России Царскосельской железной дороги. Подвижной состав – паровозы и вагоны – были иностранными, британского и бельгийского производства. Но вскоре в мастерских при дороге было организовано изготовление собственных вагонов. Уже вскоре, для нужд второй русской железной дороги – «Николаевской», соединившей Петербург и Москву, – была передана часть Александровского чугунолитейного завода, до того занимавшегося производством пароходов.

С ростом количества железных дорог в России спрос на рельсы, паровозы и вагоны увеличивался в геометрической прогрессии. К выпуску локомотивов стало подключаться все больше и больше машиностроительных предприятий страны. Следует отметить, что важность железнодорожного сообщения во второй половине XIX-го века оказалось столь велика, что, изыскивая средства для форсированного строительства дорог и закупки оборудования, император Александр II совершил более чем опрометчивый поступок – за бесценок продал в 1867 году будущему врагу русские владения на Североамериканском континенте.

Невский завод имени Ленина, 1925 г.

К 1848 году в «железнодорожных мастерских» при Александровском заводе было изготовлено 162 локомотива, там же собирались и вагоны. Более полувека завод, получивший в годы «советской власти» название Октябрьского вагоноремонтного, снабжал подвижным составом главную дорогу страны. Вторая часть завода получила название Пролетарского паровозоремонтного завода им. Кагановича. В 1959 году предприятие было переименовано в Ленинградский тепловозостроительный завод и в 1960—1964 годах занималось строительством серии тепловозов ТГ102. А первые паровозы отечественной постройки для Царскосельской дороги были изготовлены в 1856 и 1857 годах на Петербургском Гальванопластическом заводе герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

Паровозный цех Путиловского завода. 1920-е г.г.
Пролетарский паровозоремонтный завод, 1946 г.

Как бы то ни было, «Невский судостроительный и механический завод» выпустил первый паровоз в 1869 году. Другой гигант петербургской индустрии, Путиловский завод, начал свою новую жизнь в XIX-м веке также с производства изделий железнодорожной тематики – чугунных рельс в 1869 году, товарных вагонов – в 1874-м, пассажирских вагонов – в 1888-м, локомотивов – в 1893 году. До революции два завода соперничали – и между собой, и с паровозостроительными заводами центральной России, – но во второй половине 1920-х – первой половине 1930-х годов оба были перепрофилированы и перестали выпускать паровозы. Вместе с тем, на Путиловским (Кировском) заводе в 30-е годы было развернуто производство трамвайных вагонов – важнейшего на тот период вида городского общественного транспорта.

Путиловский трамвай, юбилейный, 1000-й вагон, 1933 г.

“Но вернемся немного назад...”

Завод им. Егорова. Сборка вагонов для московского метрополитена. 1974 г.
Внутренний вид вагона метро модели 81-714, 1980 г.

В 1897 году был переориентирован на выпуск железнодорожных вагонов завод Ф. К. Рештке, изначально специализировавшийся на металлообработке. В советское время завод стал называться «Ленинградский ордена Октябрьской Революции и ордена Красной Звезды вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова», который выпускал, главным образом, вагоны пригородного сообщения. С мая 1968 года завод им. Егорова приступил к серийному производству моторвагонных поездов для подвижного состава для Московского и Ленинградского метрополитена. Поставщиком же тележек для электровагонов ЛВЗ выступал Мытищинский машиностроительный завод, позднее — Калининский вагоностроительный завод.

Ижорский завод. Сборка тележек для вагонов метрополитена в цехе №7. 1995 г.
Вагон метро модели 81-717, построенный заводом им. Егорова. 1980 г.
Завод им. Егорова. Туристический вагон с куполом для обзора местности. 1966 г.

Предприятие выпускало вагоны типа Ем и их модификации, а с 1980 года переориентировалось на производство более совершенных моделей 81-717/714, продолжавшееся 15 лет.

В 90-х годах прошлого века, на волне «конверсии», к выпуску тележек для вагонов метро был подключен гигант ленинградской тяжелой индустрии – Ижорский завод. Производство вагонов для метрополитена и сегодня является одним из важнейших приоритетов для петербургской промышленности.

Ижорский завод. Сборка тележек для вагонов метрополитена в цехе №7. 1995 г.

“С 1955 года, с момента открытия первой линии ленинградского метрополитена...”

С 1955 года, с момента открытия первой линии ленинградского метрополитена, трамвай, до того являвшийся самым востребованным видом городского пассажирского транспорта,  начал уступать свою пальму первенства. Но в течение более чем последующих 40 лет наземный рельсовый транспорт оставался на почетном втором месте – не случайно некоторое время во второй половине XX-го века трамвайная сеть Ленинграда считалась самой протяженной в мире.

ЗГЭРТ (б. ВАРЗ), 1978 г.

И, так же не случайно, что в Ленинграде располагался единственный в СССР завод, для которого трамваестроение было основным профилем – Петербургский трамвайно-механический завод (ПТМЗ), он же Вагоноремонтный завод (ВАРЗ). С 1934-го до 1981-го года ВАРЗ являлся единственным поставщиком подвижного состава для трамвайной системы Ленинграда.
Открытие ВАРЗ на Чугунной улице состоялось 15 мая 1934 года, а на церемонии выхода из цеха первого трамвая присутствовал сам С.М. Киров.

За предвоенные годы заводом было построено 232 моторных и столько же прицепных вагонов. В 1940 году завод был передан в Наркомат авиационной промышленности под № 380, и на его мощностях развернулось производство самолета-штурмовика Ил-2. С началом Великой Отечественной войны авиазавод был эвакуирован, а на оставшемся в городе оборудовании организован выпуск боеприпасов. С 1944 года ВАРЗ вновь начал выпускать трамваи. В 1966 году на заводе построен первый сочленённый шестиосный трамвай в СССР — ЛВС-66, а с 1986 года начинается серийное производство сочленённых шестиосных вагонов ЛВС-86. В 1970-80-х годах носил название «Завод по ремонту городского электротранспорта» (ЗРГЭТ), с 1989 по 1993 годы — Ленинградский трамвайно-троллейбусный завод (ЛТТЗ).

Стапели ЗГЭРТ. Сборка трамваев. 1986 г.

К сожалению, завод не смог пережить финансовых трудностей и в начале 2010-х годов прекратил свое существование. Последние два трамвайных вагона были построены и отправлены в Мариуполь в октябре 2012 года…

Использованные материалы:
Кирилец С. В., Канинский Г. Г. Автомобили
Русской императорской армии. М.:
«Русские Витязи», 2010.
Другие проекты