Главная / История промышленности / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

“Пионером постройки двигателей внутреннего сгорания в России стал Петербургский машиностроительный чугунно- и меднолитейный завод Е. А. Яковлева.”

Пионером постройки двигателей внутреннего сгорания в России стал Петербургский машиностроительный чугунно- и меднолитейный завод Е. А. Яковлева.

В 1896 году, через 10 лет после появления в Германии первого самодвижущегося экипажа Бенца-Даймлера, владелец завода и конструктор Евгений Александрович Яковлев совместно с Петром Александровичем Фрезе, владельцем экипажной фабрики, изготовил первый российский автомобиль. Прототипом для автомобиля Яковлева послужила конструкция немецкой автомашины «Бенц-Вело». При этом «Яковлев и Фрезе» был полностью построен в России практически без использования импортных частей: Е.А. Яковлев изготовил мотор и трансмиссию, а кузов – П.А. Фрезе. Несколько позже, к началу 1900 года Фрезе построил первый отечественный электромобиль. В 1898 году начался лицензионный выпуск мотоциклов, трициклов и квадроциклов фабрикой «Старлей-Психо» на Полюстровской набережной.

Позднее в ее товарной линейке появились автомобили. Осенью 1902 году в военных маневрах под Курском участвовало восемь «бензиновых самоходов», изготовленных петербургским «Акционерным обществом постройки и эксплуатации автомобилей «Фрезе и Ко», моторы, однако, на них стояли французские.

Осенью 1902 году в военных маневрах под Курском участвовало восемь «бензиновых самоходов», изготовленных петербургским «Акционерным обществом постройки и эксплуатации автомобилей «Фрезе и Ко», моторы, однако, на них стояли французские. В 1904 году петербургский завод «А.Г. Лесснер» начал производство по лицензии двигателей и автомобилей конструкции Луцкого-Даймлера. В августе 1909 г. на Черной речке открыл собственный авторемонтный завод Иван Петрович Пузырев, где наладил также и выпуск запасных частей, а зимой 1911 г. был готов первый автомобиль модели 28/35HP, считающийся «полностью отечественной конструкцией». Однако количество изготовленных в России автомобилей в дореволюционный период измерялось десятками и сотнями, в то время как ведущие капиталистические державы в суммарной численности автопарка уходили далеко вперед.

Были, однако, и «светлые моменты» – к 1913 году одним из крупнейших производителей автомобильных шин в мире стал петербургский резиновый завод «Треугольник».

С началом Мировой войны в Петрограде началось строительство крупного автомобильного завода Акционерного общества «Русский Рено», однако до 1917 года на нем проводился только авторемонт.

Корпус завода «Русскiй Рено».
Здание завода «Русскiй Рено» на Б.Сампсониевском пр, 77. 1916-1917 гг.
Механический цех завода “Русскiй Рено” со станками на ременном приводе
Автомобили в ремонтной мастерской завода

“Всего до революции в городе действовало порядка десяти специализированных авторемонтных предприятий.”

Колонна автомобилей фирмы «Аріесъ Дикси» у здания автомобильного магазина и мастерских торгового дома «Борей»
Гараж и автомобильные мастерские “Северного товарищества”

Определенная производственная преемственность сохранилась в советское время. На заводе «Старлей-Психо», ставшим к концу 30-х годов заводом противопожарного оборудования «Промет», в 1940 году вновь начали разворачивать производство мотоциклов М-72, и вновь по иностранному образцу (BMW R71). А завод «Красный Октябрь» (бывший «Русский Рено») который занимался выпуском мотоциклов отечественной разработки марки «Л», был, в свою очередь, перепрофилирован под производство авиационных моторов. Участок производства автопокрышек фабрики «Красный Треугольник» был преобразован в отдельный Шинный завод. В 1932 году началась постройка специализированного карбюраторного завода, получившего имя В.В. Куйбышева.

Лучший ударник сборки автомобиля Л-1, мастер т. Румянцев. Завод “Красный Путиловец”, 1933 г.
Автомастерская “Северного товарищества промышленности и торговли”
Автомобиль перед ремонтом в мастерской “Северного товарищества”

В начале 30-х была предпринята очередная попытка наладить в городе производство автомобилей. В 1933 году Кировским заводом был создан автомобиль представительского класса Л-1 – «советский Бьюик», как называла его в тот период пресса. Однако решение центральных властей загрузить Кировский завод выпуском военной продукции перечеркнуло эти планы. Конструкторская документация и наработки по Л-1 были переданы в Москву, на завод имени Сталина, где на его базе начался выпуск правительственного лимузина ЗиС-101.

Ручная сборка кузова автомобиля Л-1 в мастерских завода “Красный Путиловец”, 1933 г.

“А в Ленинграде продолжили действовать Авторемонтный завод №1...”

А в Ленинграде продолжили действовать Авторемонтный завод №1, который до войны специализировался на ремонте автомобилей ГАЗ, Авторемонтный завод №2 (автомобили ЗиС), Авторемонтный завод Ленсовета, занимавшийся выпуском запчастей и ремонтов грузовиков ЗиС-5 и автобусов ЗиС-8. Электротехнический завод («ЛЭТЗ») выпускал автомобильную электроарматуру, завод автогаражного электрооборудования («АГЭ») – устройства для зарядки аккумуляторов.

Автомобильный завод №2, 1967 г.

Таким образом, полноценным «автомобильным» городом Ленинград к началу войны так и не стал, не смотря на большое количество осуществленных в нем приоритетных разработок, как в «до-», так и в «послереволюционную» эпоху. После войны на заводе № 523 наркомата резиновой промышленности установили вывезенную из Германии линию по производству ниппелей для автомобильных покрышек. Позже на нем организовали производство автомобильных сигналов и реле.

Производство автомобильных сигналов на заводе “Автоарматура” (б. №523) , 1949 г.

Продолжил свою работу Шинный, Авторемонтные заводы

Ленинградский шинный завод. Работницы конвейера автокамер за изготовлением шин для стран с тропическим климатом. 1956 г.

На авторемонтном заводе №2 в 1968 году был создан легкий гоночный автомобиль «Ленинград» конструкции А.А. Капустина международной «формулы 3».

Легкий гоночный автомобиль «Ленинград» конструкции А.А. Капустина, 1968 г.

Последней попыткой организовать в Ленинграде автомобильное производство относится к началу 90-х. Разработка Кировского завода – полноприводный автомобиль типа «Джип» – была осуществлена в 1992 году. На его базе внедорожника планировалось изготавливать бронированный автомобиль для инкассаторов. А в 1995 году в цехах завода собрали первые городские автобусы АО «Петербургавтокам» с расчетом на серийный их выпуск в городе. Однако «новая экономическая реальность» погубила эти планы.

Разработка Кировского завода – полноприводный бронированный автомобиль для перевозки ценностей, 1994 г.

Массовое автомобилестроение все-таки пришло в северо-западный регион в 2000-х годах, но не в город Санкт-Петербург, а в Ленинградскую область, где открылось несколько автосборочных предприятий крупных западных и восточных автомобильных концернов.

Использованные материалы:
Автомобили Русской Императорской Армии: "Автомобильная академия" генерала Секретева / Станислав Кирилец, Геннадий Канинский. - М. : Фонд "Русские Витязи". 2010. - 264 с. : ил. ISBN 978-5-903389-28-5
ЦГАИПД СПб, фонды Р-24, Р-25
Фотографии из фондов ЦГАКФФД СПб
Е2611, Е2612, Е2615, Е-2617, Д1753, Е8436, Е8439, Е8445, Вр30537, Гр81133, Бр36890, Ар14408, Ар 246527, Ар178844
Текст - А.М. Рябков
Другие проекты