“Пионером постройки двигателей внутреннего сгорания в России стал Петербургский машиностроительный чугунно- и меднолитейный завод Е. А. Яковлева.”
Пионером постройки двигателей внутреннего сгорания в России стал Петербургский машиностроительный чугунно- и меднолитейный завод Е. А. Яковлева.
В 1896 году, через 10 лет после появления в Германии первого самодвижущегося экипажа Бенца-Даймлера, владелец завода и конструктор Евгений Александрович Яковлев совместно с Петром Александровичем Фрезе, владельцем экипажной фабрики, изготовил первый российский автомобиль. Прототипом для автомобиля Яковлева послужила конструкция немецкой автомашины «Бенц-Вело». При этом «Яковлев и Фрезе» был полностью построен в России практически без использования импортных частей: Е.А. Яковлев изготовил мотор и трансмиссию, а кузов – П.А. Фрезе. Несколько позже, к началу 1900 года Фрезе построил первый отечественный электромобиль. В 1898 году начался лицензионный выпуск мотоциклов, трициклов и квадроциклов фабрикой «Старлей-Психо» на Полюстровской набережной.
Позднее в ее товарной линейке появились автомобили. Осенью 1902 году в военных маневрах под Курском участвовало восемь «бензиновых самоходов», изготовленных петербургским «Акционерным обществом постройки и эксплуатации автомобилей «Фрезе и Ко», моторы, однако, на них стояли французские.
Осенью 1902 году в военных маневрах под Курском участвовало восемь «бензиновых самоходов», изготовленных петербургским «Акционерным обществом постройки и эксплуатации автомобилей «Фрезе и Ко», моторы, однако, на них стояли французские. В 1904 году петербургский завод «А.Г. Лесснер» начал производство по лицензии двигателей и автомобилей конструкции Луцкого-Даймлера. В августе 1909 г. на Черной речке открыл собственный авторемонтный завод Иван Петрович Пузырев, где наладил также и выпуск запасных частей, а зимой 1911 г. был готов первый автомобиль модели 28/35HP, считающийся «полностью отечественной конструкцией». Однако количество изготовленных в России автомобилей в дореволюционный период измерялось десятками и сотнями, в то время как ведущие капиталистические державы в суммарной численности автопарка уходили далеко вперед.
Были, однако, и «светлые моменты» – к 1913 году одним из крупнейших производителей автомобильных шин в мире стал петербургский резиновый завод «Треугольник».
С началом Мировой войны в Петрограде началось строительство крупного автомобильного завода Акционерного общества «Русский Рено», однако до 1917 года на нем проводился только авторемонт.
“Всего до революции в городе действовало порядка десяти специализированных авторемонтных предприятий.”
Определенная производственная преемственность сохранилась в советское время. На заводе «Старлей-Психо», ставшим к концу 30-х годов заводом противопожарного оборудования «Промет», в 1940 году вновь начали разворачивать производство мотоциклов М-72, и вновь по иностранному образцу (BMW R71). А завод «Красный Октябрь» (бывший «Русский Рено») который занимался выпуском мотоциклов отечественной разработки марки «Л», был, в свою очередь, перепрофилирован под производство авиационных моторов. Участок производства автопокрышек фабрики «Красный Треугольник» был преобразован в отдельный Шинный завод. В 1932 году началась постройка специализированного карбюраторного завода, получившего имя В.В. Куйбышева.
В начале 30-х была предпринята очередная попытка наладить в городе производство автомобилей. В 1933 году Кировским заводом был создан автомобиль представительского класса Л-1 – «советский Бьюик», как называла его в тот период пресса. Однако решение центральных властей загрузить Кировский завод выпуском военной продукции перечеркнуло эти планы. Конструкторская документация и наработки по Л-1 были переданы в Москву, на завод имени Сталина, где на его базе начался выпуск правительственного лимузина ЗиС-101.
“А в Ленинграде продолжили действовать Авторемонтный завод №1...”
А в Ленинграде продолжили действовать Авторемонтный завод №1, который до войны специализировался на ремонте автомобилей ГАЗ, Авторемонтный завод №2 (автомобили ЗиС), Авторемонтный завод Ленсовета, занимавшийся выпуском запчастей и ремонтов грузовиков ЗиС-5 и автобусов ЗиС-8. Электротехнический завод («ЛЭТЗ») выпускал автомобильную электроарматуру, завод автогаражного электрооборудования («АГЭ») – устройства для зарядки аккумуляторов.
Таким образом, полноценным «автомобильным» городом Ленинград к началу войны так и не стал, не смотря на большое количество осуществленных в нем приоритетных разработок, как в «до-», так и в «послереволюционную» эпоху. После войны на заводе № 523 наркомата резиновой промышленности установили вывезенную из Германии линию по производству ниппелей для автомобильных покрышек. Позже на нем организовали производство автомобильных сигналов и реле.
Продолжил свою работу Шинный, Авторемонтные заводы
На авторемонтном заводе №2 в 1968 году был создан легкий гоночный автомобиль «Ленинград» конструкции А.А. Капустина международной «формулы 3».
Последней попыткой организовать в Ленинграде автомобильное производство относится к началу 90-х. Разработка Кировского завода – полноприводный автомобиль типа «Джип» – была осуществлена в 1992 году. На его базе внедорожника планировалось изготавливать бронированный автомобиль для инкассаторов. А в 1995 году в цехах завода собрали первые городские автобусы АО «Петербургавтокам» с расчетом на серийный их выпуск в городе. Однако «новая экономическая реальность» погубила эти планы.
Массовое автомобилестроение все-таки пришло в северо-западный регион в 2000-х годах, но не в город Санкт-Петербург, а в Ленинградскую область, где открылось несколько автосборочных предприятий крупных западных и восточных автомобильных концернов.