Главная / Промышленные династии / Династия Изотовых

Династия
Изотовых

Предприятие «ОДК-Климов» по праву признано одним из самых авторитетных
российских разработчиков авиационных двигателей и фамилия этой династии оставила
свой след в отечественной авиации

Общий стаж работы на предприятии
«ОДК-Климов» – около 250 лет

История семьи Изотовых на протяжении многих десятилетий тесно переплеталась красной нитью с историей завода имени Климова. Родоначальника династии, Сергея Петровича в истории отечественного двигателестроения называют генеральным конструктором первой величины. На завод, который тогда имел индекс № 234, он попал по распределению после окончания Ленинградского Политехнического института в 1941 году, за 4 месяца до начала Великой Отечественной войны. Далее – эвакуация с заводом в Уфу, возвращение в 1946 г. обратно в Ленинград, где он стал заместителем главного конструктора В.Я. Климова, а в 1960 г. возглавил завод.

Под его руководством завод № 117 (ныне — АО «ОДК-Климов») создавал газотурбинные двигатели для самой разнообразной техники. Многие из них были первыми и лучшими в своем классе. В 1960-е годы конструкторский дар Изотова помог вывести вверенное ему предприятие в лидеры советского двигателестроения. Одновременно здесь выпускались двигатели самого разного назначения: от баллистических ракет и истребителей до вертолетов и различной наземной и водной техники, а в 1976 году был создан первый в мире газотурбинный двигатель ГТД-1000Т для танка Т-80. В 1980 году одно изделие, которое было разработано в стенах ОКБ Изотова, мог наблюдать весь мир на экранах своих телевизоров – факел для летней Олимпиады, которая проходила в СССР.

Разработку факела к московской Олимпиаде-80 поручили ленинградскому заводу имени Климова

В воспоминаниях своих коллег Сергей Петрович Изотов остался прежде всего талантливым руководителем: «Он умел организовать работу так, что на первый взгляд обыкновенные люди становились способными успешно выполнять необыкновенную по значимости работу. Ключ его успеха как главного конструктора − умение вникать в любую проблему и быстро принимать единственно правильное решение». Дело Сергея Петровича продолжил его сын Петр Сергеевич Изотов, который работал в опытно-конструкторском бюро над совершенствованием конструкций двигателей. Он участвовал в создании двигателей ГТД-1000, РД-33, был главным конструктором двигателя ТВЗ-117 и его модификаций, которые устанавливаются на вертолетах Миля и Камова. Авиастроение было главным увлечением в жизни Петра Сергеевича, но при этом он оставался творческой личностью и умел видеть прекрасное во всех проявлениях обычной жизни. «Отец любил фотографировать и художественно оформлять свои работы, коллекционировал знаки, награды и монеты. Эти увлечения помогали ему в профессии, ведь конструирование такое же творчество, только техническое. У него была великолепная память, а это очень важно для работы конструктора», – поделился воспоминаниями Данила Петрович.

Со своей будущей супругой Петр Сергеевич познакомился в родных стенах предприятия. В качестве сотрудника Инна Александровна Изотова впервые переступила порог Государственного машиностроительного завода имени В.Я. Климова 18 октября 1965 года. Сначала она постигала азы работы в опытно-конструкторском бюро в 31 цехе, а затем перевелась технологом в 34 цех. Позднее Инна Александровна была назначена на должность конструктора в отдел главного технолога. Именно там во время обсуждения рабочих задач на молодую девушку обратил внимание ее будущий супруг. 

Как признается сама Инна Александровна, на предприятии дорожили человеческими отношениями и самые тесные складывались во время работы. Особенно если работать приходилось над уникальным проектом. Яркие воспоминания о предприятии у Инны Александровны связаны с праздничными вечерами – капустниками, которые, как правило, были приурочены к празднованию Нового года. 

В 1997 году, сразу после окончания института, к семейной династии на заводе присоединился сын Петра Сергеевича и Инны Александровны, Данила Петрович. В тот год на предприятии было решено создать собственное подразделение по экспорту и маркетингу заводской продукции, и у истоков этого управления оказался Данила Петрович.

Изотов
Данила Петрович
внук легендарного конструктора

«В 22 года работать и развивать новое направление мне было абсолютно не сложно, особенно при наличии опытных наставников и юношеского энтузиазма, главное – это желание работать. Действительно трудные задачи ставились перед нашими предшественниками в 1945 году, когда конструкторам по фотографии нужно было воссоздать первый реактивный двигатель. В советское время численность сотрудников составляла 6 тысяч человек, в три раза больше, чем когда я пришел на завод. Все друг друга знали. Жили преимущественно в заводских домах, общались семьями, ездили вместе на дачи и пикники, поэтому и работали мы почти в семейной обстановке», – рассказывает Данила Петрович.

В настоящее время Данила Петрович занимает должность главного специалиста в дирекции программы ВК-2500, ТВ3-117, коллектив которой занимается развитием самого массового в мире семейства вертолетных двигателей. В задачу подразделения входит как разработка новых модификаций, так и внедрение улучшений в конструкции уже эксплуатируемых двигателей, а также сопровождение их серийного производства. Как и отец, будущую спутницу жизни Данила Петрович встретил на предприятии.

На вопрос, что может замотивировать школьников и студентов прийти трудиться на завод, Данила Петрович отвечает: любовь к авиации и интереснейшая работа, которой не жалко посвятить всю жизнь. Здесь можно получить колоссальный опыт, который в перспективе поможет справиться с любой технической или управленческой задачей.

Позицию мужа поддерживает и Надежда Павловна. Хотя в начале своего карьерного пути она попала на завод волею случая, осталась и проработала здесь уже полтора десятка лет. Имея диплом экономиста, работает по специальности в дирекции программы систем автоматического управления.

Вслед за своими родными после окончания института на предприятие пришла работать и их старшая дочь Анна. Сначала работала в дирекции по капитальному строительству, потом перевелась в отдел охраны труда. Как и родители встретила на заводе своего будущего супруга, сейчас находится в декретном отпуске – воспитывает сына Льва. Муж Анны, Алексей Чернов, тоже попал на предприятие неслучайно, его родственники (дядя и тетя) долгое время проработали бок о бок с легендарным конструктором Сергеем Петровичем Изотовым. Начинал Алексей слесарем в отделе главного механика, но в скором времени, благодаря хорошей вузовской подготовке, его перевели на должность инженера-программиста в отдел главного технолога. Сейчас, по словам самого Алексея, он занимается очень интересной и творческой работой – наладкой станков с числовым программным управлением. Под его началом 11 станков – весь парк участка шлифовки турбинных лопаток. Как обладатели активной жизненной позиции, Алексей и Анна участвуют в профсоюзной и спортивной жизни завода. Оба супруга имеют по золотому значку ГТО. Они неоднократно становились победителями как в командных, так и личных соревнованиях.

На вопрос, продолжится ли династия Изотовых в ОДК-Климов, Данила Петрович отвечает с улыбкой: «Однажды, во время интервью один журналист спросил нашу младшую дочь, Ксению, куда она планирует пойти работать? Та, пожав плечами, ответила: “Пойду на «Климов», выбора нет”». Фамилия обязывает быть достойными представителями конструкторского рода.

Материал подготовлен: Нина Мальцева
СПБ ГКУ «Дирекция по сопровождению
промышленных проектов»
Фотографии предоставлены
пресс-службой АО «ОДК-Климов»
Другие династии

Планируешь найти работу
на промышленном предприятии?


Прими участие в проекте