Главная / Лица Петербургской промышленности / 30 лет во главе «Красного Треугольника»

30 лет во главе
«Красного
Треугольника»

Вениамин
Соломонович
Файбишенко

Завод Товарищества Русско-Американской резиновой мануфактуры, известный в советский период как «Красный Треугольник», долгое время был вторым по величине промышленным предприятием Петербурга-Ленинграда - на нем трудилось более 20 тысяч человек. В массовом сознании торговая марка «Треугольник» ассоциировалась, прежде всего, с резиновой обувью. Но куда важнее галош были резиновые технические изделия (РТИ), выходившие из цехов завода тысячами номенклатур.

Не будет преувеличением, если сказать, что без резины не возможен ни один технический процесс. Транспортерные ленты, приводные ремни, уплотнения, прокладки и манжеты, шланги и рукава, фартуки, муфты, основания – список можно продолжать и продолжать. Очевидно, что резиновые технические изделия – продукция стратегической важности, а организация их производства – ответственная и трудная задача.

Тем удивительнее судьба Вениамина Соломоновича Файбишенко, одного из патриархов ленинградской промышленности, директора Производственного объединения «Красный Треугольник».

Информации об этом человеке очень мало, впрочем, как и о большинстве хозяйственников, в руках которых находились нити управления многочисленными советскими заводами и фабриками. Фонды Центрального Государственного архива Историко-политических документов Санкт-Петербурга помогли прояснить некоторые подробности биографии В.С. Файбишенко, но углубленное жизнеописание нашего героя ещё ждет своего автора.

Родился В.С. Файбишенко в 1908 году в городе Бердичев. Отец, Соломон Касьянович, по профессии бухгалтер, мать, Голда Ароновна – домохозяйка. В 1919 году семья переехала в Киев, в том же году Вениамин поступил в трудовую школу – семилетку, которую закончил в 1924 году. Стал обучаться электромонтёрскому делу, с 1927 года начал самостоятельную трудовую деятельность, в 1928 году поступил в Киевский энергетический институт. По окончании ВУЗ’а в 1932 году, получив диплом инженера- электрика, был направлен в г. Иваново на работу в «Верзхневолгэнергострой». От этой организации назначен начальником монтажа электростанции на заводе взрывчатых веществ № 80 в г. Дзержинск. По окончании монтажных работ в 1934 году Наркомат тяжелой промышленности направил В.С. Файбишенко на строительство завода синтетического каучука СК-3 в г. Ефремов Тульской области, определив тем самым дальнейшую судьбу молодого энергетика. С января 1934 г. по июль 1936 г. Вениамин Соломонович - начальник электроцеха, а с июля 1936 г. по июнь 1937 г. – заместитель главного механика завода СК-3. В 1937 году по распоряжению НКТП В.С. Файбишенко был переведён в Ленинград, на завод «Красный Треугольник», на должность главного энергетика.

Маслостойкие рукавова для заправки техники были
важной составляющей программы завода РТИ
Пограничники проводят учебную переправу с помощью
резиновой надувной лодки А-3
Вениамин
Соломонович
Файбишенко

«Мы должны вспомнить, когда в котельных было неблагополучно с трудовой дисциплиной, товарищ Файбишенко собирал бригадные собрания и лично беседовал с каждым кочегаром – добиваясь причины слабой дисциплины, и мы видели, как после этого работа сразу начала улучшаться…». Эти немного наивные слова - из протокола заводского партсобрания. И маленький штрих к портрету – «лично беседовал с каждым кочегаром»…

После очередного разделения «Красного Треугольника» на шинный, регенератный, механический заводы, завод резиновой обуви и галош и завод резинотехнических изделий, Файбишенко возглавил энергоцех последнего. С началом Великой Отечественной войны развернулась эвакуация ленинградских предприятий. Завод РТИ, согласно постановлению №ГКО-99, подлежал эвакуации в Свердловск, на Убойно-утилизационный мясокомбинат (новостройка), производство же моноблоков (баков) для мотоциклетных и самолетных аккумуляторов – в Саратов, на Пивоваренный завод. 15 июля 1941 г. появилось соответствующее распоряжение Ленгорисполкома №30 «Об эвакуации 1-й очереди завода резиново- технических изделий в г. Саратов, г. Ярославль, г. Москву и Московскую область». Со второго полугодия 1941 года завод «прекратил производство игрушек, мячей, подошвенных изделий, туалетных губок, нити для галантерейной промышленности, футбольных камер и др., и освоил выпуск ряда ранее не изготавливавшихся изделий, наиболее значимыми из которых являлись:

1. бесспиральные рукава для заправки горючим военных машин,
2. шнуры для аэростатов без нитяной оплетки
3. бензомаслостойкие шланги танков.
4. камеры для торможения самолетов.
5. баллонная ткань для оболочек аэростатов
6. пневматические тканевые подъемники (ПТП) для подъема аварийных самолетов
7. полупроводящая ткань для изоляции кабелей по заказам завода «Севкабель»
8. специальная прокладка «Клюбрид» по заказам автомобильных заводов
9. гидрокостюмы доктора Тишкова
10. кожзаменитель специального назначения для Всесоюзного авиамоторного Института
(ВИАМ)

Среди продукции завода РТИ всегда
находилось место резиновым игрушкам

Всего за второе полугодие 1941 г. было выпущено новых резиновых деталей: для танков – 143 наименования, для артиллерийских орудий – 99, для самолетов – 131, для судов – 382, для оптических приборов – 5, для минно-торпедных аппаратов – 15, для прочих военных машин и видов вооружения – 118 наименований».

К концу 1941 года завод из-за отсутствия энергии полностью остановился, прежний директор завода РТИ Петр Константинович Торчилин убыл в эвакуацию. В марте 1942 года его место занял энергетик В.С. Файбишенко, теперь окончательно связанный жизненными обстоятельствами с резиновой промышленностью. О событиях первых блокадных месяцев упоминал в своём докладе на апрельском 1944 года пленуме горкома ВКП(б) секретарь Ленинского райкома А.М. Григорьев: «Когда завод, возглавляемый т. Файбишенко, в 1941-1942 г. г. перестал получать электроэнергию и всё производство остановилось, руководство завода не растерялось. Уже вскоре были организованы два небольших филиала этого завода, один - на воинском складе, другой - на корабле «Иртыш». Эти мастерские в срок выполнили заказ дивизиона подводных лодок по 20 позициям различных резиновых изделий. Затем эти мастерские были организованы при Технологическом институте, где изготавливались детали для подводных лодок, самолётов и кораблей. Тем временем была проведена подготовительная работа по пуску ряда цехов уже на самом заводе».

Газгольдер производства завода РТИ / “Красный
Треугольник” у здания Публичной библиотеки
блокадной зимой

Здесь стоит упомянуть, что Вениамин Соломонович накануне войны отправил на лето, к своим родителям в Киев, жену, Софью Дмитриевну Камышкину, с двумя маленькими (1 и 3 года) детьми. Можно не сомневаться, что к производственным и бытовым тяготам блокады на плечи молодого директора пал тяжкий груз беспокойства за судьбу близких. И, увы, не беспочвенного. В 1941 году его престарелые родители были убиты немцами в Киеве. Жена и дети смогли выжить…

Начиная со второго полугодия 1942 г. началось медленное возрождение завода РТИ, но не на площадке у Обводного канала, а на территории Ленинградского Химико-технологического института. Номенклатура изделий оставалась по-прежнему разнообразной: «минно-тральные детали для КБФ, изоляторы для подводных лодок, детали спасательных жилетов, рукава и шланги, имущество для инженерного управления Ленфронта (лодки А-3, резервуары 6000, 1000 и 100 литров), аккумуляторные баки, резиновые подошвы, лицевые части противогаза, плавательные костюмы, техническая пластина, зонды и катетеры…» (из отчета о работе завода РТИ за декабрь 1942 г.).

В этот же период Вениамин Соломонович по совместительству выполнял обязанности директора Шинного завода - его прежний директор Яков Иеремеевич Эстеркин в июне 1942 года был отозван из Ленинграда в распоряжение наркомата Резиновой промышленности. В 1943 году комплекс заводов «Красный Треугольник» подвергся разрушительному сосредоточенному артиллерийскому обстрелу, что сильно осложнило его послеблокадную «реанимацию», однако воля руководства и трудолюбие ленинградцев вернули его к полноценной жизни.

Таким образом, под руководством В.С. Файбишенко, вынесшего в нагрузку к обычному напряженному производственному графику еще и бремя восстановительных работ, завод РТИ фактически родился во второй раз…

Можно считать счастливым исключением, что Вениамина Соломоновича не затронули перипетии «ленинградского дела». Он оставался у руля одного из гигантов Ленинградской индустрии еще не один десяток лет. Вот какие воспоминания оставил о своем руководителе один из инженеров объединения «Красный Треугольник», И. С. Хенкин: «Бессменным директором завода РТИ в военные и послевоенные годы был В.С. Файбишенко, талантливый организатор производства и требовательный учитель для нескольких поколений специалистов-резинщиков. В 1962 году, когда заводы были вновь объединены, он был назначен генеральным директором Объединения «Красный Треугольник» и проработал на этой должности до 1972 года [если точнее – до 17 декабря 1971 г. – А.Р.]. Таких долгожителей на высоких постах в промышленности совсем немного. Это работа не для слабонервных.Руководители нашей страны всегда отличались экстравагантностью принимаемых решений, при этом требовали их безусловного исполнения и были скоры на расправу. Одним из любимых проектов Н. С. Хрущева было освоение целинных и залежных земель. В Казахстан направили огромное количество людей и сельскохозяйственной техники.

Бригадир Иосиф Ковалёв (справа) и Николай Жарков
за изготовлением рукава большого диаметра для
Куйбышевгидростроя. Июль 1951 г.

Люди работали в тяжелейших условиях, а техника часто выходила из строя. Разбираться с истинными причинами было недосуг, да и кто осмелился бы сказать правду о том, что реализация такого крупного проекта была подготовлена плохо. Виновных нужно было назначить. Таковыми объявлялись директора заводов, на которых эта техника выпускалась, и директора заводов-производителей комплектующих изделий. Ленинградский завод РТИ был одним из основных поставщиков резиновых изделий для сельскохозяйственной техники. Над директором завода сгущались тучи, и надо было срочно принимать меры. Хрущев много ездил по стране, но маршрут его поездок никогда заранее не сообщался, что, впрочем, естественно, ведь речь идет о первом лице государства. Мы, видимо, уже никогда не узнаем об источнике информации, но В.C. Файбишенко этот маршрут знал! Каждое утро у него в кабинете собирался штаб. Над картой страны, где красным карандашом был отмечен маршрут главы государства, склонялись головы руководителей завода. Задача была понятна – при всех условиях и вне всякой очереди выполнить заказы предприятий, расположенных в городах, через которые проходила красная линия. Задача эта, как правило, выполнялась, хотя иногда и во вред другим заказчикам. Сегодня, спустя много лет, я не берусь давать оценку этим событиям. Да, такое было время, такие были мы…» (И. С. Хенкин. От американских галош до совместного полета. К 35-летию вывода на орбиту космического комплекса «Союз-Аполлон». История Петербурга. № 3 (55)/2010).

Лучший стахановец-дублировщик завода РТИ
М.Н. Корнеев проверяет качество изготовления
приводных ремней. Август 1946 г.

Шло время, но директор «Треугольника» ставался верен себе: «Отличительной чертой работы тов. Файбишенко является оперативность руководства, требовательность к себе и к подчиненным. Среди трудящихся завода пользуется заслуженным авторитетом» (из характеристики 1962 г.). «Тов. Файбишенко показал себя грамотным, инициативным руководителем, обладающим большими организаторскими способностями, хорошо разбирается в вопросах производства, уделяет много внимания улучшению системы управления объединением. В работе проявляет оперативность, высокую требовательность к себе и к подчиненным» (из характеристики 1967 г.).

За свои заслуги В.С. Файбишенко был трижды награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденами Ленина, Красной Звезды, Октябрьской революции, Знак Почета, медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд Великой Отечественной войне», почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР… Даже после выхода на пенсию В.С. Файбишенко продолжил трудиться, уже в должности главного инженера ленинградского филиала НИИ Резиновой промышленности. Однако не смотря на столь длительный и безупречный трудовой путь, звания Героя социалистического труда Вениамин Соломонович Файбишенко так и не был удостоен…

Мы очень надеемся, что наша публикация поможет связаться с родными Вениамина Соломоновича. Нам бы очень хотелось узнать и рассказать больше об этом замечательном человеке и руководителе, об его неоценимом вкладе в историю отечественной промышленности.

Текст: Андрей Рябков
Материалы представлены:
Фото: ЦГАИПД, ЦГАНТД, ЦГАКФФФД СПб
Биографические данные: ЦГАИПД СПб